Минский завод технологических металлоконструкций был создан 8 августа 1944 года на месте бывших ремонтно-механических мастерских по Добромысленскому переулку для восстановления Минска. Ядро трудового коллектива составили бывшие партизаны. В это время на заводе трудились несколько десятков человек. К концу 1945 года коллектив разросся до 70 человек.
В тяжелейших условиях работали люди. Из-за отсутствия жилья, многие жили в палатках прямо на территории завода. Никто не знал, что такое башенный или мостовой кран, вся продукция перемещалась вручную.
Весь заводской транспорт состоял из двух лошадей с телегами, которые доставляли материалы и вывозили готовую продукцию.
Внутризаводской транспорт состоял из трех трофейных двухколесных тележек, оставшихся от немецкого обоза, на которых перевозили листовую сталь, балки, швеллера. Мелкий профиль переносили вручную.
Бедна была продукция того времени, но она так была необходима строителям, которые создавали новый Минск.
Завод изготавливал кувалды, ломы, одно- и двухколесные тачки, тяжи для крепления восстанавливаемых зданий, штукатурные и каменщицкие кельмы, отвесы, молотки, зубила, бункера и ящики для раствора, жалюзийные и вентиляционные решетки, металлические кровати и много других изделий.
Важным событием в жизни завода был пуск литейного цеха в 1946 году. Сегодня никто бы не назвал его цехом, это было отремонтированное кирпичное здание, наполовину вросшее в землю, но в то время, начиная с 1946 года по 1960 год этот цех с коллективом рабочих 20-25 человек сыграл в жизни завода и восстановлении Минска огромнейшую роль. В цехе изготавливались литые художественные ограждения и перила, по сегодняшний день украшающие бульвары и скверы г. Минска. Ажурная решетка моста через Свислочь на проспекте Независимости, красивые декоративные ограда с чугунным литьем возле Политехнической академии и Академии наук были созданы на заводе металлоконструкций.
В 1947 году на предприятии освоен средний и капитальный ремонт растворомешалок, бетономешалок, камнедробилок, электродвигателей. А уже к концу 1948 года начали ремонтировать и тяжелую технику – бульдозеры и экскаваторы. Для этих работ были построены два новых цеха.
В 1952 году на заводе было уже 4 цеха – механоремонтный, литейный, цех металлоконструкций и электроцех и трудились в них 173 человека. При этом в производстве все еще преобладал ручной труд.
В 1953 году Совет Министров БССР постановил поручить заводу освоить выпуск башенных кранов. Задача была настолько принципиальной, что отразилась даже в названии. С 1953 по 1959 г предприятие называлось «Завод башенных кранов». С 1954 по 1957 год завод выпустил 56 башенных кранов, которые направлялись не только на стройки Беларуси, но и Украины, Средней Азии.
С 60-х годов 20 века, завод, в соответствии с требованием времени, начинает изготавливать металлоконструкции для предприятий химической промышленности Беларусь. В это время строится Белорусский азотно-туковый завод (сегодня ОАО «Гродно Азот»). И основной продукцией завода стали технологические металлоконструкции, металлоконструкции каркасов зданий, склады-емкости полистовой сборки для флагмана химической промышленности республики. Специализация отразилась и на названии – с 1964 года завод переименован в «Минский завод монтажных заготовок» в составе специализированного треста «Запхиммонтаж», а с января 1966 года – треста «Химмонтаж».
Кроме этого, с 1962 года завод начал активно поставлять металлоконструкции для строящегося Солигорского калийного комбината и Полоцкого нефтеперерабатывающего завода, изготавливая ежегодно тысячи тонн металлоконструкций для воздвигающихся гигантов белорусской промышленности.
В 1970 году Минский завод монтажных заготовок «переехал» в поселок Дражня, где функционирует по сегодняшний день. В 1971 году завод получил название «Минский завод технологических металлоконструкций» и сохраняет его по настоящее время. Менее чем за 30 лет выпуск товарной продукции вырос в 44 раза, количество оборудования увеличилось с 15 до 369 единиц, ручная сварка полностью заменена на полуавтоматическую, на заводе трудилось 470 человек.
В это время предприятие внесло посильный вклад в строительство памятников мужества героев Великой Отечественной войны - мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» и «Курган славы», поставив тысячи тонн металлоконструкций для их возведения.
В 80-е годы завод продолжал наращивать производственный потенциал. Расширилась география поставок металлоконструкций, приобреталось современное оборудование, предприятие готовилось к масштабной модернизации. Количество работников увеличилось до 550 человек.
В 1990 году введен в эксплуатацию новый цех общей площадью 3 288 м кв., в котором изготавливались дефицитные в то время товары народного потребления (ТНП) – мангалы, гаражные ворота, плуги, теплицы. Тогда же заработал новый цех окраски металлоконструкций площадью 1472 м кв., что позволило значительно повысить качество антикоррозионной защиты металлоконструкций. В результате реконструкции увеличилась площадь административно-бытового корпуса.
Таким образом, сложный 1990 год стал для завода переломным: предприятие преобразилось и расширилось, вырос выпуск продукции, увеличилось ее качество.
Одним из первых рыночных шагов завода было вступление в 1991 году во всесоюзную ассоциацию «Меткон», объединявшую производителей металлоконструкций по наиболее актуальным направлениям развития народного хозяйства. Металлопрокат был в дефиците, и плановые поставки осуществлялись с большим трудом. А предприятия, состоявшие в ассоциации «Меткон», могли получать дефицитный металлопрокат сверх установленных фондов.
Но вступить в ассоциацию было не так просто - для этого требовалось разработать новое направление по производству металлоконструкций под конкретную актуальную программу народного хозяйства. Такой программой для нашего завода стало строительство складских помещений для сельского хозяйства. Завод освоил производство зданий арочного типа, спрос на которые был высокий, что помогло заводу выживать в тех сложных экономических условиях.
В начале 90-х, когда начали возникать проблемы задолженностей предприятий друг другу, широкое распространение получил бартер. Одной из таких выгодных сделок для нашего завода стал обмен в г. Самара нового автомобиля МАЗ на технологическое оборудование для изготовления просечно-вытяжного листа. На то время это был единственное в своем роде оборудование в Беларуси. Оно исправно функционирует и сегодня.
С 1994 года завод активно поставлял металлоконструкции с повышенными требованиями по качеству и надежности для строительства трансконтинентального газопровода «Ямал-Европа».
В 1995 году на нашем заводе был внедрен метод окраски безвоздушным распылением, что позволило значительно повысить защиту металлоконструкций от коррозии. Этот метод применяется на заводе и сегодня с использованием аппаратов американской компании GRAСO, обеспечивающих нанесение покрытия под давлением до 500 атмосфер.
Безвоздушное распыление позволило не только получить максимально качественное покрытие, но и увеличить производительность в 1,5 - 2 раза, при этом экономия красителей и растворителей по сравнению с другими методами окраски составляет более 25%.
В начале 90-х в Беларуси были разработаны новые экологические требования к проектированию, строительству и эксплуатации автозаправочных станций. Использование одностенных резервуаров для хранения бензина на заправках было запрещено, поскольку в таких емкостях не было возможности контролировать возможную утечку нефтепродуктов в почву.
Двустенные резервуары, в которых герметичность при хранении топлива контролировалась автоматически, в Беларуси не производились. На нашем заводе было принято решение освоить их выпуск. Специалисты завода изучили опыт изготовления таких емкостей в Чехии, Польше, Германии, и в 1997 году совместно с немецкой фирмой «Эрмерт» впервые в Беларуси наше предприятие освоило выпуск двустенных резервуаров.
С 1999 года завод впервые в своей истории начал выпускать металлоконструкции для нефтеперерабатывающей отрасли Республики Беларусь. Около 5 000 тонн металлоконструкций изготовлено для комплекса каталитического крекинга (высота установки - 70 метров), одного из важнейших процессов глубокой переработки нефти. Ввод в эксплуатацию комплекса позволил повысить качество белорусского бензина, значительно увеличить его конкурентоспособность на европейском рынке.
Более 1 500 тонн металлоконструкций завод изготовил в 2005-2008 г.г. для установки алкилирования. С вводом ее в эксплуатацию увеличилась глубина переработки нефти, объемы получения автомобильных бензинов, поскольку алкилирование направлено на получение высокооктановых компонентов автомобильного бензина из углеводородных газов.
В 2004 году в рамках программы импортозамещения наш завод освоил выпуск сосудов, работающих под давлением, для хранения сжатых сжиженных газов (пропан-бутана). Их изготовление - процесс ответственный и требует специального разрешения Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности (Госпромнадзор)
С 2005 по 2011 г на заправочные станции Минский завод технологических металлоконструкций поставил более 100 сосудов, работающих под давлением.
Более 5 000 тонн металлоконструкций поставлено рамках программы модернизации деревообрабатывающей отрасли Республики Беларусь, тысячи тонн металлоконструкций для модернизации предприятий строительной отрасли - ОАО «Красносельскстройматериалы», ПРУП «Белорусский цементный завод», ПРУП «Кричевцементношифер».
Сегодня сложно назвать хоть одно знаковое сооружение последних лет в Республике Беларусь, в строительстве которых не принимал бы участие наш завод: это и Национальная Библиотека Республики Беларусь, и Национальный академический Большой театр оперы и балета и Многофункциональные культурно-спортивные комплексы «Минск-Арена» и «Чижовка-Арена», Белорусский государственный цирк, Летний амфитеатр в Витебске, новый музей Великой Отечественной войны, Белорусская АЭС и многие другие, куда мы изготовили и поставили тысячи тон уникальных, ответственных металлоконструкций.
Постоянно совершенствуясь из года в год, наращивая производственный и инженерный потенциал, Минский завод технологических металлоконструкций ОАО «ПРОМТЕХМОНТАЖ» сегодня является одним из передовых предприятий по изготовлению металлоконструкций в Республике Беларусь и известен далеко за пределами своей страны. МЗТМК – Мы Знаем Толк в МеталлоКонструкциях.